Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО
В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется организации продуктивных видов деятельности дошкольников.Основными материалами для этой деятельности являются бумага, природные, бросовые материалы. Однако ткань и различные волокнистые материалы тоже можно включать в продуктивную деятельность детей. Это позволит разнообразить занятия и позволит детям получить новый сенсорный опыт.
Работу с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками, можно построить в рамках нескольких этапов.
I этап работы
Цель: вызвать эмоциональный интерес у детей к предстоящей работе.
Для решения этой цели используются следующие приемы: демонстрация изделий, выполненных их ткани,изделий с вышивкой,аппликацией,в технике плетения, вязания. Использование ИКТ,показ презентаций, где дети знакомят с изделиями народных промыслов по вышивке, ткачеств, плетению способствует познавательному развитию детей, развитию интереса к истокам народного творчества. На этом этапе воспитатель знакомит детей с материалами, инструментами и приспособлениями, используемыми в работе с тканью и волокнистыми материалами. Эта информация содержит сведения о тканях (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые), их происхождение, о процессах их производства (прядение, ткачество), о применении разных видов ткани. При знакомстве со свойствами и качествами тканей организуется опытно-экспериментальная деятельность дошкольников.
На этом этапе знакомим детей с инструментами и приспособлениями для работы с тканью и волокнистыми материалами. Это ножницы для ткани, портновский метр, булавки, углы, наперсток, пяльца для вышивки, подушечки для игл. Можно рассказать детям о происхождении иглы (иглы делали из рыбных косточек, камней), о строении иглы (рассмотреть строение иглы в виде макета из плотной бумаги или картона, назвать части иглы: острый кончик, ушко), продемонстрировать различные по назначению иглы (швейные, вышивальные, шорные), показать иглы пластмассовые с большим ушком (специально для детского ручного творчества). Знакомим детей и с волокнистыми материалами - нитями разного происхождения (хлопчато-бумажными, шерстяными, шелковыми), с различными приспособлениями намотки нитей (катушка, челнок, клубок и др.). Содержание работы данного этапа позволяет осуществить интеграцию таких образовательных областей, как познавательная, развитие речи, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная. На этом этапе используется фронтальная форма организации детей.
Второй этап работы включает следующие задачи и содержание: формирование умений: правильно отмерить длину нити для работы, отрезание нити ножницами (не откусывание), вдевание нити в иголку, завязывание узелка на ити, знакомство с техникой безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Дети учатся выполнять элементарные стежки и швы ("вперед иголку"). На этом этапе организуется работа с небольшими подгруппами детей. Для организации безопасной работы предпочтительнее детям предложить специальные иглы. Знакомим с правилами безопасного труда: ножницы нужно класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об остры концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить ребенка. Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки одежду,в стол или в случайные предметы,надо пользоваться специальной подушечкой. Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы. Иголки следует хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки - в коробочке с крышкой.
Первые упражнения по выполнению стежков и швов предлагаем детям выполнить на небольших листочках плотной бумаги с заранее проколотыми отверстиями (например, на швейной машине). Это дает возможность ребенку выполнить стежки определенной длинны и на определенном расстоянии друг от друга,что помогает формированию умения технически правильно выполнить шов, выполнить стежки одной длинны и на одном расстоянии друг от друга. С этой же целью можно предложить листочки бумаги в клетку. Затем детям предлагается выполнить шов "вперед иголку" на плотно накрахмаленной ткани с разметкой (контурный простейший рисунок). На такой ткани ребенку удобнее выполнять стежки и швы. Формируем словарь детей за счет таких понятий как "стежок" (след нити на ткани), "шов" (ряд последовательных стежков)
Задачи и содержание третьего этапа работы- продолжить формирование умений по выполнению шва "вперед иголку" не только в виде упражнений, но и при выполнении таких изделий как закладка для книги, салфетка для кукольного стола, оформленные декоративным швом "вперед иголку". Так же можно выполнить следующие изделия: мешочек для семян, платье для куклы по простейшей выкройке. Для выполнения этих изделий знакомим детей со швом "назад иголку". Дети также осваивают операции, как разметка ткани по выкройке (шаблону), раскрой ткани (выполняется на плоскости стола). На этом этапе решаем задачу учить, пришивая пуговицу, ткань прокалывать иглой с лицевой стороны, чтобы узелок спрятать под пуговицу; нить туго не затягивать, чтобы пуговица как бы качалась на "ножке" из ниток; все следующие проколы делать в местах первых двух, чтобы с изнанки ве выглядело аккуратно.
На этом этапе организации детей в связи с применением опасных колющих приспособлений (иглы) подгрупповая и индивидуальная. Обязательно, каждое занятие необходимо начинать с повторения с детьми правил техники безопасной работы.
На следующем, четвертом этапе работы, приобретенные умения можно закрепить при изготовлении таких изделий как мягкая игрушка (по простым выкройкам). Так же организуется работа по выполнению аппликации на ткани. Для крепления деталей из ткани на ткань дети используют знакомые швы "веред иголку", "назад иголку" и осваивают новый шов "через край" (закрепляющий).
В рамках этого этапа можно организовать освоение детьми следующих техник: плетения из волокнистых материалов (сутажа, ниток) косичек, простейших изделий макраме, изонити, вязание крючком косичек и простейших изделий (шарфики для кукол).
Изделия, выполненные детьми,обязательно должны быть значимы - это и подарки друзьям, родным на праздники, атрибуты для игр, элементы оформления предметно-пространственной развивающей среды.
Комментарии
Отправить комментарий